Курс “Аналитическое чтение и академическое письмо”

Общая трудоемкость курса: 2 ЗЕТ = 72 часа

В большинстве случае ни в школах, ни в университетах (как минимум, в рамках программ подготовки социальных ученых) современной России не учат ни чтению, ни письму как профессиональным практикам. Это означает, что за исключением относительно небольшого периода в начальной школе операциям чтения и письма почти не уделяется внимания. Образовательные программы, как правило, предполагают эти умения как уже сформированные. Это значит, что студенты (даже те, которые будут зарабатывать этими практиками), выполняя задания, связанные с чтением и письмом, продвигаются исключительно интуитивно.

Данный курс преследует три задачи:

  1. Продемонстрировать важность аналитического чтения для исследовательской работы в ее разнообразном проявлении. Процедуры аналитического чтения, развивают теоретическое воображение и позволяют выйти за пределы представлений на уровне “здравого смысла”. Эти процедуры также лежат в основании подготовительной работы по написанию ясных, глубоких и продуктивных текстов.
  2. Вывести процедуры чтения и письма за рамки интуитивной практики, в которой доминирует смутное ощущение присутствия смысла прочитанного и/или написанного. Курс ставит перед собой цель показать, что профессиональному чтению и письму в рамках социальных практик и исследований можно научиться. Для этого в курсе объясняются условия производства и внутреннее устройства “обычного” научного и аналитического текста.Кроме того, комплексные практики чтения и письма разбиваются на более простые процедуры, вокруг которых выстроены практикумы. Другими словами, одна из задач курса – показать, что практически скрывается за столь часто употребляемым в университетах словом “анализ”.
  3. Убедить обучающихся, что интерпретация, критика и конструирование текста основаны не столько на аналитическом или писательском “таланте”, умении находить “второе дно” или “читать между строк”, сколько на прослеживаемых и нацеленных операциях.

По поводу прочитанного и написанного можно вести пространную, аргументированную и критическую дискуссию, не находящуюся в области простого обмена мнениями. Несмотря на то, что не существует какого-либо одного “правильного” способа прочитать чужой текст или написать свой, смысл прочитанного или написанного можно обосновать и/или оспорить.

Курс нацелен на то, чтобы научить элементам чтения и написания текстов, прежде всего исследовательских, через практику. Поэтому основной формой активности в аудитории являются практикумы в форме групповых дискуссий.

 

Темы курса:

Аналитическое чтение

Вводная текстовая лекция: Почему необходимо читать литературу? Поверхностное и аналитическое чтение

Практикум 1: Морфологический анализ и сегментирование текста.

Текстовая лекция: Что такое научный текст?

Практикумы 2-3: Работа с конструкциями текста

Практикумы 4-5: Реконструкция проблемы текста и артикуляция голоса автора

Практикум 6: Проблематизация текста

Практикум 7: Внутренняя и внешняя критика текста

Практикум 8: Работа с импликациям

Академическое письмо

Текстовая лекция: Письмо как нелинейный процесс

Практикум 9: Постановка проблемы и позиционирование собственного академического текста

Практикум 10: Структурирование текста и работа с цитатами