Курс «Инновации и общество: наука, техника, медицина»

Общая трудоемкость курса: 9 ЗЕТ = 324 часа

Об инновациях пишут и говорят много. Как правило, с точки зрения их функционально-технического содержания и экономической эффективности. Однако значительно реже рассматривают практические особенности того, как изобретения и разработки прокладывают свой путь в обществе. Данный курс нацелен на изучение инновации как сложного и захватывающего процесса взаимодействия современных наук и технологий с обществом.

В курсе освещаются социально-политические аспекты комплексности инноваций, факторы успеха и неудач, риски и последствия нововведений и многообразие форм и способов инновирования. На материале реальных кейсов и данных, собранных авторами курсов, слушатели овладеют основами социального анализа инноваций, опираясь на современные подходы в области исследований науки и техники( science & technology studies, STS); получат представление об основных агентах, ключевых аспектах, типах и средах инновационных процессов; научатся критической оценке отдельных инновационных проектов, а также программ и стратегий в сфере инноваций.

По содержанию курс делится на четыре основные части. Начиная с общих социальных вопросов, каждая часть основывается на знаниях и навыках, приобретенных в предыдущем разделе, - основы концептуализации инноваций, ключевые аспектф инновационного процесса (реальное создание инноваций) и в последней части фокус на агентах инноваций.  
Часть I. Введение: проблематизируя инновации. Цель введения - проблематизировать инновационные явления как таковые, обсуждая вопросы «добра», этики и неравенства. В каком историческом и социальном контексте возникла культура инноваций? Почему некоторые люди, группы, политические режимы, культуры создают инновации медленно или даже выступают против инноваций? В каких случаях инновации становятся опасными? Являются ли нововведения обязательно «хорошими»? Почему важно не только заниматься, но и изучать и размышлять над инновационными процессами? 
Часть II. Ключевые концепты и модели в социальных исследованиях.  Знакомство студентов с концептуальным набором инструментов для понимания современных технологий и характера инновационного процесса как неотъемлемой части предпринимательской деятельности. Только благодаря предпринимательству научные «открытия», изобретения и технологические артефакты становятся совершенными фактами общественной жизни. Современные экономики, основанные на знаниях, исследованиях и инновациях, стали основным источником роста и конкурентоспособности на разных уровнях: уровне страны, компании и корпорации. Наука и бизнес сходятся во многих аспектах, требуя специализированных знаний, высоких технологий и мощных инструментов моделирования и управления информационными процессами.
Часть III. "Ключевые измерения инновационного процесса" продолжает обсуждение тем, которые имеют ключевое значение для успеха инновационного процесса. Инновации неразрывно связаны с невероятно высоким уровнем неопределенности. Следовательно, инновации являются дорогостоящими и непредсказуемыми. Однако эти самые свойства инновационного процесса делают его стратегическим важным для исследований социологов, стремящихся понять отношения между технологиями и обществом. 
Часть IV. "Агенты и места производства инноваций" дает подробные сведения о природе основных агентов и местах инноваций. Что / Кто они? Откуда они взялись? Каковы различные типы и стили инноваций? Отвечая на эти вопросы, мы постараемся показать масштаб и разнообразие социальных источников и путей инноваций. Будут рассмотрены критические проблемы, связанные с зависимостью от пути и подрывными инновациями.

Темы курса:

1.Введение: проблематизируя инновации

  • Действительно ли нам нужны инновации?
  • Инновации и социальные неравенства

2.Понимая инновации: ключевые концепты и модели в социальных исследованиях инноваций

  • “Изобретение” vs “инновация”: от XIX к ХХ вв.
  •  “Изобретение” + “инновация”: промышленные исследования, коммунистическая наука, сфера высоких технологий
  • Модели развития инноваций: линейная модель vs социально-конструктивистская модель
  • Модели развития инноваций: диффузионная модель vs модель перевода

3. Агенты и места производства инноваций

  • Государства, промышленность и пользователи как агенты инноваций
  • Где рождаются инновации? Организации и инфраструктуры инновационных процессов

4. Ключевые измерения инновационного процесса

  • Риски и неопределенности инноваций
  • Экспертное и “непрофессиональное/обыденное” знание в инновации

5. Инновации в различных секторах промышленности и экономики

  • Промышленные отрасли, прикладные науки и паттерны инноваций
  • Высокотехнологичные, низкотехнологичные и не-технологичные инновации

Разработка курса поддержана Фондом Потанина (2017-2018)