Абитуриенту-2018

Прием документов, для поступающих по программам магистратуры: с 3 апреля по 14 августа 2018 г.
Зарегистрироваться на магистерскую программу "Инновации и общество: наука, техника, медицина" можно уже сейчас.

Курс «Социальные исследования науки и техники»

Общая трудоемкость курса: 9 ЗЕТ = 324 часа

Курс “Социальные исследования науки и технологий” состоит из четырех разделов:

  1. Изучение науки и технологии до STS: социология, философия, история;
  2. Социальные исследования науки;
  3. Социальные исследования технологий;
  4. Аналитический трек.

Курс ставит для себя задачей познакомить слушателей программы с исследованиями науки и технологий (STS) как исследовательской традицией и методом. Содержание курса имеет теоретическую направленность. Однако занятие и задания направлены на выработку отношения к теории как практики, имеющей непосредственное отношение к собственным проектам слушателей. Активности курса нацелены на развитие способностей критического восприятия информации, постановки продуктивных вопросов для профессиональной дискуссии и исследования, умения “видеть” и рассуждать в определенной теоретической перспективе.

Курс нацелен на формирование и развитие аналитических, системных и коммуникативных компетенций, применимых в разных контекстах профессиональной деятельности.

 

В результате обучения на курсе студенты должны:

Знать о:

  • недостатках и проблемах общепринятых представлений о науке и технике
  • основных теоретических подходах в социальных исследований науки и технике, их динамике, ключевых проблемах и достижениях
  • области применимости, преимуществах и ограничениях изученных подходов в социальных исследованиях науки и техники

Уметь:

  • критически воспринимать информацию в виде академических и неакадемических публикаций, устных докладов и презентаций, общепринятых суждений
  • поддерживать развернутую профессиональную дискуссию по теме социальных исследований науки и техники
  • формулировать критические и проективные вопросы для продуктивного профессионального общения и исследования
  • составлять компактные тексты, адресованные различным профессиональным и непрофессиональным аудиториям
  • делать выразительные доклады и презентации с учетом различных особенностей аудитории
  • работать в небольших коллективах для выполнения краткосрочных исследовательских задач
  • Владеть:
  • навыками аналитического чтения на среднем уровне
  • навыками академического письма на среднем уровне
  • элементарными навыками применениями теоретических идей, концептов и подходов для нужд своих проектов.

Темы курса:

I. Изучение науки и техники до STS: социология, философия, история

  • Групповая дискуссия: “Стандартная концепция науки”
  • Групповая дискуссия: “Стандартная концепция науки”
  • Лекция: Логический позитивизм. Фальсификационизм. Конвенционализм. Etc.
  • Групповая дискуссия: Социология Мертона и ее критика.
  • Групповое аналитическое чтение: Мертон Р.К. Наука и демократическая социальная структура 
  • Концепция некумулятивного развития науки Т. Куна

II. Социальные исследования науки

  • Теоретический практикум
  • Лекция: STS от предметного поля к методу в социальных науках
  • Групповое аналитическое чтение: Блур Д. Сильная программа в социологии знания
  • Групповая дискуссия: Сильная программа и Эдинбургская школа в социологии научного знания
  • Групповая дискуссия: Эмпирическая программа релятивизма (EPOR) и Батская школа социологии научного знания
  • Групповая дискуссия: Лабораторные исследования: общий обзор
  • Групповое аналитическое чтение: Латур Б., Вулгар С. Антрополог посещает лабораторию.
  • Теоретический практикум
  • Групповая дискуссия: Этнометодологические исследования науки
  • Групповая дискуссия: Интеракционистские исследования науки
  • Групповая дискуссия: Технонаука в акторно-сетевой теории
  • Групповое аналитическое чтение: Латур Б. Наука в Действии (Глава 6)
  • Коллективный диспут: Социальный конструктивизм vs. Не-социальный конструктивизм
  • Теоретический практикум

III. Социальные исследования технологий

  • Групповая дискуссия: Поворот к технологиям и исследование больших технических систем
  • Групповая дискуссия: Социальное конструирование технологий (SCOT)
  • Аналитическое чтение: Bijker, Wiebe E. 1995. Of Bicycles, Bakelites, and Bulbs: Toward a Theory of Sociotechnical Change. MIT Press. pp. 1-19.
  • Обсуждение концепции теоретического эссе
  • Акторно-сетевая теория и семиотический анализ технологий
  • Аналитическое чтение : Latour B. Technology is society made durable
  • Групповая дискуссия: Поворот к пользователям
  • Круглый стол: Возможная ли политика материальных объектов?
  • Групповая дискуссия: Онтологическая политика и множественность
  • Аналитическое чтение: Мол А. Множественное тело
  • Теоретический практикум

IV.  Аналитический трек