Курс «Социальные исследования управления в сфере здоровья и болезни»

Общая трудоемкость курса: 9 ЗЕТ = 324 часа

В современном обществе здоровье и болезнь принято рассматривать исключительно как биологические феномены. Соответственно, надежды по решению проблем, связанных со здоровьем, часто возлагают на систему здравоохранения. Однако, здоровье зависит не только от биологических, но также и от множества экологических, социальных, политических и культурных факторов (ярким примером служит неравномерность состояния здоровья среди разных групп населения). Сами понятия здоровья и болезни варьируются в зависимости от исторической эпохи и типа общества. Данный курс фокусируется на контекстуальных характеристиках, которые формируют разные представления о здоровье и определяют подходы к его управлению в различных культурных, географических и политических контекстах.

В то время как здоровье и болезнь являются предметом изучения разных академических дисциплин, включая как естественные, так и социальные науки, на настоящий момент не существует общего междисциплинарного подхода к изучению здоровья, а также практик конструирования «здоровья» различными группами профессионалов и обывателей. Уникальность данного курса в его междисциплинарности. С одной стороны, он основан на более традиционных подходах к изучению здоровья, таких как, например, эпидемиология и клиническая медицина, с другой стороны, данный курс привлекает экспертизу из таких областей знания как общественное здоровье, социология, антропология, и политическая экономика.

В данном курсе мы рассмотрим сложности, которые характеризуют как факторы риска для здоровья, так и доступ к качественным медицинским услугам. Курс будет сфокусирован на концепциях и подходах, которые формируют так называемый биосоциальный подход к понятию здоровья, основанный на изучении сложных проблем в неопределенных условиях.

Темы курса:

1. Медико-социальные подходы к понятию здоровья

  • Подходы к понятию здоровья в различных сообществах
  • Что такое здоровье?

2. Глобальное бремя болезней

  • Эпидемиологический переход: тренды изменения здоровья и болезни
  • Эпидемиологические тренды в России

3. Критический взгляд на показатели заболеваемости

  • Оценка отягощенности общества заболеваниями
  • Здоровье, «нарушения здоровья» и инвалидность: размывающаяся граница нормальности
  • Сравнение основных показателей медицинской статистики в разных странах

4. Влияние внутренних и внешне средовых факторов на развитие заболеваний

  • Влияние внутренних и внешнесредовых факторов на развитие заболеваний
  • Изменение состояния здоровья под влиянием различных внешне-средовых факторов

5. Социальные детерминанты здоровья

  • Разные подходы к пониманию устойчивости к противомикробным препаратам: мнение Сирийских беженцев, врачей, медсестер и микробиологов
  • Роль социокультурных детерминант для здоровья и здравоохранения

6. Этические подходы к пониманию неравного распределения здоровья

  • Разные этические подходы к пониманию неравного распределения здоровья
  • Справедливость в распределении здоровья и обязанность помогать другим

Разработка курса поддержана Программой Эразмус+, проект BIHSENA  - Education Capacity-Building in Eastern European Neighboring Areas: Health, Innovations and Societies (2015-2018)