Курс «Социология мест производства знания»

Общая трудоемкость курса: 6 ЗЕТ = 216 часов

Долгое время производство и распространение знания было делом университетов, а производство технологий работой компаний и изобретателей-одиночек. К концу 20 века все изменилось. Университеты начали производить технологии, и государство стало требовать этого от них. Корпорации начали вкладываться в научные разработки и даже формировать внутри компаний собственные научные коллективы. Изобретатели-одиночки стали формировать компании и становиться богатейшими людьми на планете, а некоторые университеты стали производить серийно таких изобретателей-миллионеров. Более того, даже некоммерческий сектор в настоящем начинает формировать новое научное знание и технические решения. Границы между производителями знания стираются. Границы между типами знания стираются. Как управлять знаниевыми структурами в новых условиях?

Цель курса состоит в том, чтобы подготовить студентов к принятию решений в области R&D, познакомить их с инструментами и методами, используемыми в работе управленца внутри различных структур, связанных с производством и распространением нового знания. Таким образом, содержание курса охватывает проблемы и перспективы, связанные с возможностями различных типов организаций получить конкурентные преимущества за счет разных типов знания, прежде всего научного.

В результате прохождения курса студенты узнают о том, (1) как устроено производство научного и технического знания в разных институциональных контекстах (университетах, лабораториях, start-ups, корпорациях. (2) как выстраивать публикационную стратегию. (3) что значит управлять лабораторией, примеры успешных стратегий продвижения научных результатов. (4) что такое гражданская наука и какова роль граждан в современных научных открытиях.
Они смогут (1) сравнивать академические системы: определять ключевые критерии сравнения академической системы (классификация основных институций, источники финансовых потоков, характер регулирования, управление организациями) и искать информацию по выбранным критериям; (2) определять основные особенности развития научных дисциплин или отдельных научных областей в конкретном институциональном контексте, то есть отвечать на вопросы о том, какие университеты и лаборатории являются ведущими, какие журналы – центральными и каких ученых ведущими фигурами; (3) проводить наукометрический анализ, в том числе смогут работать с базами, содержащими научную информацию – РИНЦ, Web of Science, а также программами для ее анализа (cortext, citnetexploer, vosviewer). (4) вовлекать разные типы сообществ в деятельность своей организации.

Слушатели курса овладеют знаниями о широком круге ролей в качестве исследователей, ученых, менеджеров, сопровождающих исследовательский процесс, лидеров отрасли и политики.

Темы курса:

Лекция. Введение. Как, кем и где производится знание?

Часть 1. Управление университетами и формирование академической карьеры

  • Сравнительная архитектура академического мира
  • Университеты как традиционные места производства знания.
  • Люди и академические организации

Часть 2. Научные журналы как социальный институт

  • Процедура принятия решения в научных редакциях: сети Vs peer review. Различия журналов
  • Практикум: Феномен хищнических журналов
  • Как и для чего в социологии и наукометрии используют научные журналы как источник данных?

Часть 3. Управление наукой и организация работы лаборатории

  • Научная литература как продукт лаборатории: социально-семиотический анализ
  • Лабораторные практики и структура исследовательской статьи
  • Координация и менеджмент в научной лаборатории
  • Организация работы научного управления в университете
  • Меганаука

Часть 4. R&D в крупных корпорациях и стартапах

  • Крупные корпорации как основной источник инноваций в современной экономике
  • Роль исследований в развитии стартапов: кейсы google and yahoo; российских технопредпринимателей
  • Организация работы R&D отдела
  • Трансфер технологий из университета в коммерческие области

Часть 5. Гражданская наука

  • Изобретательство как фактор развития науки и техники. Низовые движения и государственное стимулирование изобретательства
  • Участие граждан в научных исследованиях и публикациях. НКО как агент производства научного и технического знания
  • Техники вовлечения граждан в технонаучные проекты

 

Разработка курса поддержана Фондом Потанина (2017-2018)