Курс «Социальные исследования и управление инновациями»

Общая трудоемкость курса: 9 ЗЕТ = 324 часа

Курс представляет собой введение в интегрированный подход к управлению инновациями через формирование у слушателей понимания комплексности инновационных процессов, происходящих в трех основных доменах - технология, организация, рынки. Роль контекстов – социальных, культурных, политических, и многих других – в инновационных процессах.

Основная цель курса - дать слушателям навыки и компетенции, необходимые для

  • анализа инновационных процессов организации с учетом различных контекстов,
  • выработки стратегического видения инновационной деятельности организации,
  • постановки задач по реализации данного видения

Навыки, которые слушатель получит после прохождения курса, включают:

  • сбор и анализ информации и данных для «диагностики» внутренней (организационной) и внешней (контекстной) среды инновационной деятельности организации
  • выбор и применение инструментов для формирования и реализации инновационной стратегии организации
  • умение формулировать инновационную стратегию и ставить задачи по ее реализации

Курс основан на проблемно-ориентированном подходе. Это означает, что в рамках курса изучаются не отдельные темы, а проблемы, которые охватывают комплекс тем. Такой подход позволяет выработать системное понимание предмета и выработать навыки для практического применения полученных знания. Данный подход подразумевает самостоятельное изучение слушателями материалов и кейсов по определенным проблемам, с последующим обсуждением.

Особенностью формата курса является его практическая ориентированность. В этой связи для проведения мастер-классов приглашаются практики из соответствующих областей для объяснения и демонстрации практических особенностей изучаемых тем.

Для подготовки к некоторым занятиям студентам предлагается провести небольшую «полевую» работу и собрать необходимую для занятия информацию с тем, чтобы данный впоследствии материал был основан на реальных данных, и студенты имели возможность увидеть и практически применить знания и навыки, полученные в ходе занятий.
 

Темы курса:

Тема 1 : Основы управления инновациями

  • Инновации - прошлое, настоящее и будущее
  • Тьюториал: Основы управления инновациями
  • Тьюториал. Управление инновациями как управление процессами организации

Тема 2: Поиск возможностей для инновационной деятельности (контексты и стратегии)

  • Тьюториал. Контексты
  • Практикум. Инструменты для выработки инновационной стратегии

Тема 3: Нерыночные исследования рынка

Тема 4: Инновации – как ключевая компетенция организации

  • От “традиционного” бизнеса к инновационному
  • Системное мышление в управлении изменениями

Тема 5: Управление знанием

  • Лекция. Управление знанием в инновационных процессах
  • Мастер-класс. Защита прав интеллектуальной собственности.
  • Тьюториал. Открытые инновации – проблема или решение?

Тема 6: Финансирование инновационной деятельности

  • Тьюториал. Источники финансирования инновационных проектов

Тема 7: Организационные формы инновационного бизнеса

  • Тьюториал. МИПы и стартапы
  • Мастер-класс. Малые инновационные мероприятия

Разработка курса поддержана Фондом Потанина (2017-2018)